Экономические школы обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность – составная часть системы национальной безопасности.

Официальный статус термин «экономическая безопасность» получил в 1985 г., когда на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция по международной экономической безопасности. В ней была обозначена необходимость содействовать решению проблемы обеспечения экономической безопасности с целью создания условий для социально-экономического развития и прогресса каждой страны.

В экономической теории сформировались три основных концептуальных подхода обеспечения экономической безопасности.

1. Камералистская концепция внешнеэкономической безопасности. Она была сформулирована в середине XIX в. (в 1840-е гг. Ф. Лист), а развитие получила конце XX в. (в 1970-е гг., Р. Пребиш, А., И. Валлерстайн). В концепции упор делается на преодолении внешних угроз, вытекающих из различной конкурентоспособности национальных экономик. Целевая установка – ориентация на преодоление конкурентного давления со стороны более развитых в экономическом отношении стран и защиту национального производителя. Методы обеспечения экономической безопасности – протекционистская торговая политика, государственная поддержка развития национальной экономики.

2. Кейнсианская концепция. Сформировалась во второй половине XX в (Дж. Кейнс). В концепции упор делается на преодолении внутренних макроэкономических угроз – «провалов» рынка, нестабильности экономического роста, безработицы, инфляции и неэффективности государственного регулирования. Целевая установка – достижение макроэкономической стабильности. Методы обеспечения – государственное регулирование производства, занятости и денежного обращения.

3. Неоинституциональная концепция. Сформировалась в 80-х гг. XX в. (Эрнандо де Сото). В концепции упор делается на преодолении внутренних угроз. Согласно концепции, внутренняя безопасность экономики связывается с эффективностью государственной институциональной политики. В концепции упор делается на преодолении внутренних угроз. Целевая установка – создание эффективных собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов, форм организации и регулирования экономической жизни, обеспечивающих в обществе защиту собственности и единство восприятия целей национального экономического развития. Методы обеспечения – борьба с бюрократизацией, коррупцией, теневой экономической деятельностью, а также формирование в обществе института доверия.

Эти концепции взаимодополняют друг друга и отражают межстрановые различия в приоритетах решения задач экономической безопасности, в зависимости от достигнутого уровня развития страны и ее положения в системе мирохозяйственных связей. Камералистская и неоинституциональная концепции наиболее актуальны для стран догоняющего развития, а кейнсианская – преобладает в практике государственного регулирования развитых стран.



2. Современные отечественные направления идентификации категории «экономическая безопасность».

В российской теории и практике исследование вопросов экономической безопасности актуализировалось в конце 20-го века. В Государственной стратегии экономической безопасности РФ «экономическая безопасность» была определена как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

В современной отечественной литературе исследуются вопросы обеспечения экономической безопасности в рамках отдельных структурных срезов содержания категории экономической безопасности (табл.).

Таблица – Структурный срез содержания категории экономическая безопасность

Функционально-отраслевой срез (виды) По сферам жизнедеятельности По уровням иерархии
Продовольственная энергетическая технологическая производственная промышленная предпринимательская демографическая экологическая финансовая информационная институциональная внешнеэкономическая в сфере производства в сфере занятости населения в сфере уровня жизни в сфере правопорядка в бюджетно-финансовой сфере в сфере научно-технического потенциала в сфере экологии в сфере демографических процессов и т.д. страны региона предприятия

Анализ литературы позволяет выделить основные направления идентификации категории «экономическая безопасность»:

1) через экономическую независимость и возможность достижения собственных целей развития (Тамбовцев);

2) через способность обеспечивать гарантированную защиту национальных интересов даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов (Концепция национальной безопасности, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Сенчагов);



3) через наличие материальных и нематериальных условий для приобретения, поддержания и укрепления жизнеспособности страны, нормальной социализации и экономической активности населения (Татаркин, Куклин, Каваляускене);

4) через устойчивое и эффективное состояние народнохозяйственного комплекса, (Илларионов, Страхов);

5) через адаптивность экономики – ее способность сохранять в любых условиях свою жизнеспособность и умение своевременно и адекватно реагировать на существенные экономические действия и изменения, не зависимо от их характера.

Каждый из приведенных подходов отражает ту или иную важнейшую составляющую экономической безопасности страны. Однако взятые в отдельности они не позволяют составить общего концептуального представления о национальной системе экономической безопасности.

Некоторые из положений представляются дискуссионными.

1. Понятие экономической безопасности отождествляется с ее факторами – устойчивостью, конкурентоспособностью и эффективностью национальной экономики. Но состояние факторов изменчиво во времени. Например:

– экономика США длительный период времени характеризовалась высокими и устойчивыми показателями развития, ростом доходов населения. Однако на практике эти показатели обеспечивались за счет увеличения долговых обязательств правительства и домохозяйств. Получается, что устойчивое развитие экономики страны, стимулирование спроса через необоснованную эмиссию национальной валюты обеспечивалось средствами, создающими в долгосрочном периоде угрозу экономической безопасности.

– докризисные периоды в России (2006–2008, 2011–2013) также характеризовались высокими показателями развития, но они формировались в большей части за счет благоприятной конъюнктуры на нефтегазовых и валютных рынках мировой экономики. При этом создавались благоприятные условия для притока иностранного капитала, который создал высокие конкурентные барьеры для отечественных игроков. Таким образом была создана в долгосрочном периоде угроза зависимости национальной экономики от внешних рынков.

2. Понятие экономической безопасности отождествляется с экономическим суверенитетом. В современном мире суверенные экономики отдельных стран стали настолько взаимосвязанными между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, не только неэффективно, но и во многих случаях невозможно. Это вынуждает каждую страну, группу стран соотносить свои суверенные цели и экономические притязания с нормами международного права и интересами других государствах. В этой связи экономический суверенитет, т.е. способность формировать независимую экономическую стратегию и политику не всегда возможен. Более того, он мог бы нанести вред эффективности национального хозяйства и привести к его изоляции мировым сообществом.

3. Один из недостатков действующих подходов – исключение из рассмотрения неэкономических аспектов экономической безопасности. На наш взгляд в анализируемой области немаловажную роль играют:

– Военно-политический фактор – наличие мощных современных вооружений. Данный неэкономический аспект сегодня во многом определяет способность страны защищать свою ресурсную базу и экономические интересы. Отставание России по макроэкономическим параметрам от ведущих стран мира не мешает ей активно влиять на геоэкономическую обстановку с целью реализации своих экономических и политических интересов.

– Социальный фактор – качество сложившихся в обществе отношений, которое можно определить как уровень доверия членов общества к функциям и действиям государства и общественных организаций. Низкий уровень доверия приводит к негативным последствиям для экономической безопасности страны. Меняется направленность деятельности экономических субъектов в сторону нарушения норм права и развития коррупции.

Идентификации категории «Экономическая безопасность» через воспроизводственный подход.

Воспроизводственный процесс является основным видом экономической активности в обществе. Следовательно, экономическая жизнеспособность может рассматриваться как способность национальной экономической системы к нормальному воспроизводству. При этом само воспроизводство можно понимать в широком и узком смысле.

В узком смысле нормальное воспроизводство – это способность экономической системы к воссозданию в прежнем или расширенном объеме стоимости израсходованных факторов производства посредством изготовления и реализации востребованных рынком товаров и услуг в масштабах необходимых для поддержания жизнеспособности и экономической активности населения.

Нормальное воспроизводство в широком смысле – это способность воссоздания системы отношений в целом. Это состояние экономической, социальной, политической стабильность внутри страны и с внешним окружением на основе принципов справедливости, доверия и защищенности интересов, а также воссоздание условий жизнедеятельности общества, обеспечивающих сохранение и развитие природно-ресурсного и человеческого потенциала.

Экономическая безопасность представляет собой состояние экономической системы, при котором обеспечивается ее жизнеспособность и возможность сохранять признаки полноценного экономического субъекта в условиях изменяющейся среды.

Главными составляющими жизнеспособности экономической системы любого уровня выступают ее конкурентоспособность, платежеспособность, предприимчивость и адаптивность.


9031469262477296.html
9031481380461532.html
    PR.RU™